Бандиты

Представители криминального мира, пришедшие в Зону по разным причинам: заработать на продаже артефактов, скрыться от закона, купить или продать оружие. Основное занятие — грабеж и вымогательства у вольных сталкеров. Бандиты считают, что поскольку они контролируют «порядок» в Зоне, одиночки обязаны им за это платить.

Наибольшее влияние бандиты имеют в «Чистом небе». Здесь они почти полностью контролируют Свалку. У них есть своя база в старом депо с барменом, торговцем и оружейником, а также «концлагерь» — свалка старых автомобилей, где попавшие в долговое рабство или плен одиночки вынуждены искать артефакты в аномалиях. В этой части бандиты представляют собой четко организованную группировку во главе с рецидивистом Йогой, куда даже может вступить сам главный герой Шрам. Для этого надо не участвовать в антибандитских операциях сталкеров-одиночек и пройти три квеста, взятые у Йоги (убийство стукача, убийство сталкеров, готовящих нападение на бандитов, и «наведение порядка» на Барахолке).

Однако затем бандиты терпят поражение в войне с вольными сталкерами и оказавшим им поддержку «Долгом». Их лидер Йога погибает (либо убит в бою, либо стал жертвой предательства). В «Тени Чернобыля» новым вожаком уголовников становится бывший бармен Боров, который уводит банду в Темную долину, на бывшую базу «Свободы». Однако значительная часть бандитов не признала его власть и разрозненными группировками пытается вернуть под свой контроль Свалку. В этой части главный герой (Меченый) уже не может вступить в банду, бандиты являются его врагом по умолчанию.

В «Зове Припяти» есть две основные группировки бандитов: банда Султана («Затон») и банда Валета ("Окрестности «Юпитера»). Банда первого находится в относительно хороших отношениях с одиночками и практически не ведет с ними боев (а сам Султан может дать Дегтяреву пару квестов). Банда Валета же находится в весьма напряженных отношениях с одиночками и «Долгом». Здесь бандиты практикуют вымогательства, грабежи, захват заложников. Выполняя квест, данный сталкером Вано, Дегтярев (на усмотрение игрока) может убить Валета и его банду.

Носят черные кожаные плащи и куртки. Неофициальный символ — череп и кости. Вооружение, как правило, примитивное (что делает их неопасными противниками) — обрез дробовика, пистолет Макарова, пистолет-пулемет «Гадюка», изредка — первые модификации автомата Калашникова. Враждуют со сталкерами-одиночками и «Долгом», нейтральны к наемникам и «Свободе». С другими группировками отношений не имеют.